Пензенская область
Подробная карта Пензенской области Вадинск Спасск Нижний Ломов Неверкино Городище Сосновоборск Кузнецк Каменка Лопатино Пачелма Шемышейка
Список районов Пензенской области

1.Земетчино
2.Вадинск
3.Спасск
4.Наровчат
5.Исса
6.Лунино
7.Никольск
8.Башмаково
9.Пачелма
10.Нижний Ломов
11.Мокшан
12.Бессоновка
13.Городище
14.Сосновоборск
15.Белинский
16.Каменка
17.Пенза
18.Кузнецк
19.Тамала
20.Волыншино
21.Сердобск
22.Камышлей
23.Кондоль
24.Шемышейка
25.Лапшово
26.Неверкино
27.Малая Сердоба
28.Лопатино


Татары-мишари (мишэрлэр) в Пензенском крае

Одна из этнографических групп татар Среднего Поволжья и Приуралья.
Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены).
На 1990 г. татар в России проживало около 5,5 млн человек, из них 80 тыс. человек, в основном мишари, в Пензенской области, что составляло 5,4 % всего населения области.
Наибольшее число татар сосредоточено в Неверкинском районе (48,3 % населения района), а также в Городищенском (41,9 %), Сосновоборском (30,2 %), Кузнецком (27,2 %), Каменском (22,6 %), Лопатинском (19,8 %), Пачелмском (14,5 %), Шемышейском (10,8 %). Небольшое количество проживает в других районах. Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы татар-мишарей.
В территориальном плане все татары-мишари делятся на несколько групп, наиболее самобытными являются окская, или темниковская, и сергачская группы. В результате расселения темниковских татар-мишарей возникли кузнецкая, лямбирская (Среднее Посурье) и хвалынская (саратовская) подгруппы.
Язык татар относится к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. До 1929 г. татары пользовались арабской письменностью. Разговорный язык татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Диалект татар-мишарей, в свою очередь, делится на две группы говоров: цокающий и чокающий. Говоры татар-мишарей Пензенской области относятся к чокающей группе.
В антропологическом плане татары-мишари Пензенской области относятся в основном к европеоидному (понтийному) типу (длинноголовость, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, значительный рост бороды). Непосредственными предками татар-мишарей были тюркоязычные племена, жившие в 9-14 вв. на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более северные районы Среднего Посурья и Примокшанья. В 14 в. на р. Мокше возникает золотоордынский улус Мохши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование татар-мишарей.
После развала Золотой Орды территория формирования татар-мишарей оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В русских документах 14-15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т.д.). В источниках 16-17 вв. встречаются термины «служилые татары», «посопные татары», «буртасы-посопные татары». Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они не считают самоназванием, относят себя к татарам.
После присоединения Поволжья к Московскому государству (16-18 вв.) для татар-мишарей характерна активная миграция по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений.
В связи со строительством засечных черт в 17 в. началось заселение татарами-мишарями Пензенского края. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х гг. пришли в Верхнее Примокшанье и участвовали в основании Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. Здесь обосновались татарские князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кушаевы. В 1660-1680-х гг. вместе с темниковскими татарами участвовали в строительстве Мокшана, Пензы, Городища, основали у Пензы деревню Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). В свою очередь, пензенские служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане (дер. Пенделка, Исекеево, Усть-Уза).
Вплоть до конца 19 в. общинные и семейно-родственные отношения татар в основном регулировались народными обычаями (гадет) в сочетании с нормами мусульманского права (шариат). В настоящее время многие особенности татар-мишарей нивелировались и стали общетатарскими.

Литература:
Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г., Татары-мишари / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 602-603.



Hosted by uCoz