Каменский район  

Татары Каменского края
Татары Каменского края
Образовательный уровень татарских жителей края на рубеже XIX – XX веков был крайне низким. Так, из 8385 жителей региона лишь 617 человек были грамотными. Распространению грамотности мешала беспросветная нужда татар-крестьян и схоластическая методика обучения в магометанских школах.
Об этом красноречиво рассказал в своей статье профессор-миссионер Н.И.Ильминский, ревизовавший магометанскую школу села Кикина Чембарского уезда: «Представьте себе такую картину: комната без всякой ученической мебели, на полу ряд маленьких детских сундуков, за которыми школьники, сидя по-восточному обычаю или стоя на коленях, готовят уроки.
По стенам – полки с постельными принадлежностями, тут же самовары с чайными приборами, в углу – куча одежды учеников. Вот вся обстановка татарского святилища науки… Школу в основном посещают осенью, после завершения полевых работ, и зимой… Обучение ведется только на непонятном для школьников арабском языке. Шакирды нараспев читают книги: «Иман-шарты», «Алты-бармак», «Эфтиек» и другие. Из содержания обучения русский язык исключен» (Н.И.Ильминский. «Инородческое население Пензенской епархии и его образование», «Пензенские епарх. ведомости», 1899, №3).
Тем не менее представители татарской дореволюционной интеллигенции прилагали все усилия к тому, чтобы сельчане получали хотя бы элементарные навыки в чтении, письме и в счете.
Среди сподвижников в просвещении татарских жителей региона следует назвать имама-мударриса при Пензенской губернской соборной мечети, уроженца села Кикина Чембарского уезда Шарафетдина Хабибулловича Патеева (1836 – 1915 гг.), при поддержке которого в 1912 году в с.Мочалейке Чембарского уезда была открыта русскоязычная земская школа, в которой обучалось
30-32 ученика (4 учащихся из других татарских сел. – И.Г.).
Первым учителем этой школы был Шахаб Кузяшев. Но фанатично настроенные жители Мочалейки через год подожгли здание школы. Энтузиасты-педагоги продолжали обучать ребятишек родному языку и основам ислама у себя на дому. Так, девочек села Мочалейки обучала у себя на дому Каюмя Фахрислановна Девлеткильдеева, а ребятишек села Кочалейки Нижнеломовского уезда – Зэйняб Насырулловна Мухтарова (1894 – 1977 гг.).
Таким образом, несмотря на тяжелое социально-экономическое положение татарских сел на рубеже XIX – XX вв., татарские жители края сохраняли свою самобытную культуру, стремились к получению знаний. Но все насущные задачи, вытекавшие из уровня развития татарских сел, удалось решить лишь в годы советской власти.
Каменские татары в XX веке
В Каменском крае накануне Октябрьской революции татары проживали в пяти селах (Кикине, Кобылкине, Кочалейке, Мочалейке и Телятине), в двух волостях: Адикаевской (село Кочалейка) и Мочалейской (остальные татарские села), которые находились на территории двух уездов – Нижнеломовского и Чембарского.
Некоторые татары – участники Первой мировой войны – становились большевиками и после демобилизации пропагандировали их идеи. Так, житель села Кобылкина Чембарского уезда Ибрагим Курмалеев собирал молодежь села в бане, читал и комментировал молодым односельчанам материалы газеты «Правда». Советскую власть в родных местах устанавливали именно первые большевики-татары: Ряхим Бешаров (с.Кочалейка), Закир Тинчурин (с.Мочалейка), Ибрагим Курмалеев и Мирза Дасаев (с.Кобылкино), Исмаил и Абдрахман Канеевы (с.Кикино) и другие.
Уроженцы каменского края занимали видное положение во властных структурах. К примеру, Закир Тинчурин являлся в годы Великой Отечественной войны заместителем Председателя Совнаркома Татарской АССР. Несмотря на тяжелейшие экономические условия в период гражданской войны, в 1918 г. в татарских селах края открылись школы первой ступени с изучением русского языка.
Первыми учителями в них были: в Кикине – Абдрауф Канеев, Муся Абдрауфович Канеев; в Кобылкине – Хасян Кудряков; в Кочалейке – супруги Акчурины; в Мочалейке – Абдулла Алмакаев. Следует отметить, что выпускник астраханского медресе Абдулла Фетхуллович Алмакаев (1888 – 1961) сорок лет жизни посвятил народному образованию в родном крае. Он был одним из первых директоров Мочалейской средней школы и одним из первых в Каменском районе был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. Дети и внуки А.Ф.Алмакаева пошли по его стопам. Многие из них работали и работают педагогами в школах Каменского района и Каменки.
По воспоминаниям старожилов села Мочалейки Каменского района, бывших учеников Алмакаева, Абдулла Фетхуллович был энциклопедически образованным человеком, прекрасно владел русским, арабским, персидским и турецким языками, хорошо знал литературу, мусульманскую религиозную философию, знал наизусть Коран.
Крестьянский сын из села Кикина Чембарского уезда Пензенской губернии Ахат Исмаилович Канеев (род. в 1914 г.) после окончания кикинской семилетки по путевке райкома комсомола поехал учиться в Оренбург. Затем А.И.Канеев учился на годичных учительских курсах в Кузнецке, после которых поступил в Саратовский педагогический институт.
В годы войны Ахат Исмаилович прошел с боями до Кенигсберга. Долгое время, почти четверть века, он работал инструктором Каменского райкома КПСС, пропагандистом в сети партийного просвещения, директором Блиновской восьмилетней школы Каменского района. До 1997 года А.И.Канеев работал председателем Каменского районного совета ветеранов войны (С.Жаворонкина, «Рассказ о ветеране». «Любимая газета – Каменка», 16 мая 2001 г.).
В двадцатые – тридцатые годы прошлого столетия многих татар отпугнул от советских инноваций поход против «религиозного дурмана». Борьба с религией велась в основном карательными методами. Некоторые священнослужители, боясь репрессий, были вынуждены тайком покинуть родные места – уехать либо в Баку, либо в Среднюю Азию. А коллективизация в татарских селах продолжалась вплоть до 1935 г. Со времен коллективизации до наших дней дошла горькая частушка, бытовавшая в тридцатые годы в татарских селах Каменского района:
Миколаем, куяным! (Николай наш дорогой!)Ике сыер саудырдын (Две коровы ты нам дал).Э син, Сталин … (А ты, Сталин-живодер,)Кэзесезде калдырдын. (И последних коз забрал.)Тем не менее постепенно осуществлялся процесс вовлечения татар в общественно-культурную жизнь района. Во второй половине тридцатых годов в татарских селах костяк своей интеллигенции – учителей, счетоводов, полеводов, медицинских и торговых работников – в основном был сформирован. В грозные годы Великой Отечественной войны более двух тысяч татар сражалось на фронте, отстаивая свободу и независимость нашей великой Родины. Уроженец села Мочалейки Азис Харисович Акжигитов (1917 – 1944) за ратные подвиги в битве за Днепр был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Уроженец села Кочалейки Хамзя Исмаилович Янаев (1924 – 1997) за мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, стал полным кавалером ордена Славы трех степеней.В шестидесятые – семидесятые годы из среды татарских жителей выдвинулись такие талантливые руководители сельскохозяйственного производства, как М.Р.Алюков, И.И.Енгалычев и другие. Маэлес Ризванович Алюков (род. в 1937 г.) более трех десятилетий возглавлял совхозы «Дружба» и «Первомайский» Каменского района. Именно в годы его руководства совхозом «Дружба» в селе Кикине было построено здание конторы совхоза, медпункт, магазин, Дом культуры. Было начато строительство двухквартирных домов для тружеников совхоза, строительство здания кобылкинской школы. В 1976 г. Маэлес Ризванович был назначен директором совхоза «Первомайский». В поселке Батрак под его непосредственным руководством вырос настоящий агрогородок. Построен новый Дом культуры, детский сад. В 1991 г. было построено здание первомайской школы.От рядового тракториста до директора совхоза – таков трудовой путь Енгалычева Ибрагима Исхаковича (1941 – 2003), начавшийся в 1958 году. Более девяти лет он работал трактористом совхоза «Головинщинский». Затем – учеба в пензенском совхозе-техникуме, после окончания которого – работа агронома в селе Скворечном, затем – механиком в совхозе «Кочетовский». С 1977 по 1989 гг. Ибрагим Исхакович работал председателем колхоза «Вперед, к коммунизму» (ныне СПК «Казанский»). В этот период в колхозе развернулось большое строительство: построен поселок городского типа, детский сад, школа, клуб, магазин, столовая и другие объекты. Этим он оставил о себе добрую память у сельчан. Затем И.И.Енгалычев работал директором совхозов «Верховский» и «Кочалейский». («Енгалычев И.И.» – некролог. «Каменская новь», 18 апреля 2003 г.).ЗаключениеВ современных условиях перехода к рыночным отношениям многие предприниматели-татары вносят важный вклад в социально-культурное развитие г.Каменки и Каменского района. Широко известна меценатская деятельность таких предпринимателей, как Т.Р.Абдрашитов, И.Я.Баткаев, С.С.Дасаев, Р.Х.Иртуганов, И.К.Кудряков и других. Благодаря их благотворительной деятельности при Каменской городской мечети существует прекрасная мусульманская школа, в татарских селах организуются национальные праздники, в Каменке – гастроли известных татарских артистов и т. д.В Каменке создано общество татарской культуры, которое возглавляет М.Р.Алюков, целью которого является возрождение культурных традиций татарского народа. Будем надеяться, что мы станем свидетелями возрождения богатого культурного наследия предков на нашей родной каменской земле.И.Х.ГУРКИН, учитель МОУ СОШ №2, отличник народного просвещения, краевед.
А Р Х И В



Hosted by uCoz