Нижне-Ломовский район  

Статья о Танкаевке-ПЭЧУ

Газета Нижнеломовского района
“Каждый народ достоин уважения”
Изучать историю страны лучше через призму истории своей семьи, своего села, района, области. Поэтому не случайно в школах Нижнеломовского района вот уже несколько лет подряд ведется региональный курс «История пензенского края», создаются школьные краеведческие музеи и комнаты. Учителя истории стремятся воспитать у школьников чувство патриотизма. Формы и методы работы с молодежью выбирают разные, творческих находок немало, но нет им предела. В этом мы убедились на заседании методического объединения учителей истории в Сорокинской основной школе.
Это единственное учебное заведение района, где совместно обучаются русские и татарские дети. Учителя здесь учат ребятишек еще и терпимости, уважительному отношению к другому народу и его культуре. Так, темой своего открытого урока, на котором присутствовали учителя истории района, Татьяна Николаевна Перетрухина выбрала «Особенности национальной культуры татарского народа».
На территории Сорокинской сельской администрации расположено татарское село Танкаевка, в настоящее время наполовину «обрусевшее». В Сорокинской основной школе из этого села учатся девять детей из татарских семей и пять – из смешанных. На уроках истории, как правило, мы касаемся проблем русского народа, не затрагивая аспектов другой национальной культуры. Татьяне Николаевне помогли в этом плане уроки из регионального курса. Детям было дано опережающее задание – изучить культуру татарского села. Семиклассники и восьмиклассники беседовали со старожилами, изучали документы, знакомились с обрядами, устным народным творчеством, национальной кухней. Итогом их поисковой работы и стала научно-практическая конференция, где каждая группа делилась своими находками. Причем дети, как русские, так и татарские, очень ответственно подошли к поставленной перед ними задаче. На уроке прозвучали интересные сообщения об истории села Танкаевки, о религии, национальных праздниках и обрядах, костюмах и блюдах. Не остались безучастными и взрослые. О татарских обычаях и традициях своей внучке Розалии много рассказала ее бабушка Асия Исмайловна Ишмакова. Другие родители помогли детям найти элементы татарского национального костюма (к сожалению, полностью костюм ни в одной семье не сохранился) и изделия прикладного искусства. На уроке прозвучала песня на татарском языке в исполнении ученицы. Дети угостили гостей татарским национальным блюдом – бялиши, приготовленным родителями Алией Исмаиловной Уракчеевой и Раисой Ибрагимовной Утемешевой. В целом разговор на уроке получился познавательным и имел большой воспитательный эффект, потому что сами дети искали точки соприкосновения двух культур – русской и татарской, их взаимовлияния и взаимообогащения. Они сами пришли к выводу, что любой народ, его культура достойны уважения и понимания.
В Сорокинской основной школе краеведческая работа поставлена на довольно высоком уровене. Это можно было увидеть, побывав в школьном краеведческом музее. Экскурсоводы Маша Боброва и Руслан Сюняков увлеченно рассказали всем присутствовавшим об истории своей школы, села, о людях. Интересно представлен в музее этнографический уголок. Поисково-исследовательская работа в школе ведется постоянно. Обменявшись мнением, участники семинара пришли к выводу, что в школе сложилась своя система краеведческой работы, накоплен определенный опыт и его могут перенять и другие школы.
Е.Десятова, В.Моторина.


На Главную Страницу



Hosted by uCoz