| |||
Мулла Чапаев |
Мулла Чапаев
Беленькая новенькая мечеть стоит посередине села Татарское Караево . Рядом - добротные дома за могучими железными воротами. И только перед мечетью прозрачная оградка. Нам рассказали, что эту мечеть построили жители Татарского Караева года два назад на свои средства. Мулла живет в соседнем селе Тювееве. А если интересно, можно заехать к нему в гости и поговорить. И вот мы подъехали к "синему дому", как нам указали в магазине Тювеева - тамошнем справочном бюро. Стоим около дома и сомневаемся: постучать ли, покричать ли. Пока переминались с ноги на ногу, в окошко выглянул улыбчивый дед. - Дочка, кого вам? - Мы ищем Чапаева. - Это я. - Позволите нам войти? - Проходите, пожалуйста. Поднимаемся по лестнице с неприколоченными досками, входим в комнату. Старик отмахивается беспалой ладонью правой руки от моего корреспондентского удостоверения: - Дочка, грабители не спрашивают приглашения, сами вламываются! Идяят Мирзожанович Чапаев - караевский мулла. "Незаконный мулла", как он выразился. Только думаю, что он не прав - муллой его выбрали. Это и уважение ему, бывшему учителю, 43 года проработавшему в местной школе, фронтовику и орденоносцу (орден Боевого Красного Знамени, орден Славы и еще целый иконостас орденов напоминает о боевом прошлом Идяята Мирзожановича), и признание - он один из немногих в округе читает Коран. Мечеть в Караеве построена на том самом месте, где она и была в прежние годы, до организации колхоза, когда ее разрушили. А вот три года назад отстроили вновь. Миром-сбором. - Долго мы собирались, чтобы помолиться, по частным домам, а вот года три назад - праздник был наш, Ураза - я спросил: сколько можно по домам мыкаться?! Давайте сами мечеть построим. Это память останется детям, внукам и правнукам. И решили - делаем. Вынул я сто тысяч, положил на стол. Еще поднялись люди, денег положили. А один женщина, из Ленинграда она, сразу миллион внесла. И татары из района прослышали, что мы собираемся мечеть строить, - тоже помогли. Хотели своими силами, но подумали: сегодня один не сможет поработать, завтра еще кто-то, затянется строительство. Наняли бригаду. Они стены сложили, а денег уж и не осталось, собрали еще. Я почти год каждый день по дворам ходил... Колхоз материалом помог, район - немного деньгами. И построили мечеть за год! - А когда вас выбрали муллой? Как это было? - А так. Приехали ко мне лет шесть назад на лошадях два старика и говорят: "Идяят абый, ты нас учил, ты наших детей учил, ты Коран можешь читать (а его читают только по-арабски. - Т.К.). Служи нашим муллой". Когда я маленький был, меня мать научила. По вечерам она меня заставляла Коран читать. При коптилке. - А учителем когда начали работать? - После восьми классов. А потом самовольно убежал в татарское педучилище в Лямбир под Саранском. Документы мне вдогонку прислали. Математику я решил хорошо, а по русскому языку сделал всего пять ошибок - три орфографические и две пунктуационные (это слово Идяят абый произнес без запинки, а вот от традиционно татарского "она сказал" даже за годы преподавания не избавился. - Т.К.). И директор училища пообещал, что меня примут, потому что однокурсники в одном только заявлении о приеме не меньше полусотни ошибок лепили. Учился, а потом война. С фронта демобилизовали по ранению - три с половиной месяца в госпитале пролежал, к матери приехал. Куда меня устроить? Председателем колхоза - не захотел. Поработал неделю председателем сельского совета и попросил освободить меня от этой должности - кто ж выдержит: что ни день, то кого-нибудь надо послать на лесозаготовки, то натуропредприятие - надо рабочую силу, то в ФЗУ. - И везде силком отправлять надо было? - Да. И все грозились: не выполнишь приказ - мы тебя на фронт отправим. В военкомате помогли - устроили военруком, потом учителем физкультуры. В Караеве был директором начальной школы. И историю преподавал, и немецкий язык, и русский в татарских классах, и в продленке перед пенсией работал. А сейчас ученики мои бывшие спрашивают, почему же я их не научил по-арабски читать - больше народу теперь Коран знало бы. Нельзя было, пронюхали бы - сразу же посадили бы. - Идяят абый, есть ли в приходе у вас семьи, где исповедуют разные религии? - Нет, у меня только мусульмане. Но вот не все соблюдают правила. Чтобы быть настоящим мусульманином, надо пять раз намаз делать - утром, в обед, перед закатом солнца, после заката и вечерний. Ураза у нас праздник есть - перед ним целый месяц надо говеть. А у нас постятся только старики да старухи, пять раз намаз делают, может, три старухи. Надо нищим, калекам помогать, давать средства, сколько можешь. Надо Саудовская Аравия ехать - в Мекка и Медина. Но это необязательно, по возможности. У кого деньги есть. Из больших городов муллы ездят, у них сборы большие. - Дети в мечеть приходят? - Туда ходят лет с 15-16, раньше не надо - у нас вера строгая, незачем малышне в мечети баловаться. Прежде было больше молодых, а теперь они стесняются молиться. И потом, чтобы идти в мечеть, надо тоже правила выполнять. Правил много, сразу не расскажешь. Да и я не все знаю и выполнить могу - образования нету столько, да и старый уже - здоровья не хватает. Я ведь с 1920 года - мне 78-й год идет. Но, несмотря на возраст, Идяят абый быстро собрался и поехал показать нам мечеть. Сняв обувь у порога, прошли в моленную. Чисто, уютно, спокойно. А старик суетился, показывал Священный Коран, минарет и новый газовый счетчик, купленный на общие деньги, чтобы лишнего за отопление не сдирали. Хранитель традиций, Идяят абый сетовал, что уж и здоровье не то, и возраст... Но еще он рассказал, что один из его прихожан берет на службы маленького внука. Мальчишка уже знает молитвы. |
Татарская аристократия |
ТАТАРСКАЯ АРИСТОКРАТИЯ ТЕМНИКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА И ЕЕ ПОТОМКИ
Ирек БИККИНИН Любое государственное образование всегда нуждалось и нуждается в сильных и авторитетных личностях, которые способны организовать население для обеспечения обороны от внешних врагов, сбора налогов, поддержания порядка внутри государства, а также способны принуждать людей к выполнению законов. Естественно, что эти люди всегда стремились получать не только соответствующее вознаграждение, но и различные долгосрочные преимущества, привилегии и льготы, как для себя, так и для своего потомства. Защищая государство, защищая правителей, эти люди стремились к официальному оформлению своего особого положения, чтобы и самим быть в какой-то степени защищенными от произвола – как государства, так и отдельных правителей. Так создавались и развивались институты дворянства, в том числе и в русских княжествах, а позже и в России. Аристократия – это высший слой дворянства. В России это были князья. Известно, что многие крупнейшие дворянские роды России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных татарских родов Золотой Орды (ЗО) и её наследников – различных татарских ханств и княжеств. Такие дворяне, происходившие от татарских князей и царевичей, назывались как князьями, так и мурзами. В татарской аристократической системе было много различных титулов, например, высшим титулом после хана был “карачи”, затем “бек”, “султан” (по-русски их называли царевичами), “улан”, “гурген” и другие, но все они при переходе в русскую систему назывались лишь двумя терминами – князьями и мурзами1. Свою знать многие тюркские народы называли мурзами. Сам термин “мурза” (мирза) был заимствован в тюркскую титулатуру из персидского языка2. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды российского дворянства, причем часто они получали в документах также и титул князя3. Департамент Герольдии Правительствующего Сената Российской империи в течение многих лет изучал материалы по истории и юридическим правам дворянства татар Поволжья и пришел к заключению, что у татар звание мурзы соответствовало званию российских князьев, графов и баронов. Герольдия считала татарское слово “мурза” соответствующим русскому титулу “князь”, так как в иерархии самого татарского дворянства были и звания, стоящие ниже — “агалары” и “тарханы”4. Особенно много среди татарских князей, признанных российскими дворянами, выходцев из Темниковской Мещёры5. Темниковская Мещёра (ТМ) – условное название региона, охватывающего территории всей нынешней Мордовии, юго-запада Чувашии, всей Пензенской области, востока Рязанской и Тамбовской, юго-запада Нижегородской, запада Ульяновской, северо-запада Саратовской областей6. Если по выходцам из Казанского, Ногайского, Касимовского и других татарских ханств все понятно, – ведь они были носителями татарских титулов еще в своих государствах и при переходе на службу в русские княжества они почти автоматически сохраняли свое дворянское достоинство, – то в каком же государстве жили те мурзы, князья, которые в средние века владели землями в Темниковской Мещёре, в частности, на территории нашей Мордовии? Каким государством руководили эти татарские аристократы? Получалось непонятно – аристократия есть, а государства нет. Только совсем недавно, несколько лет назад, были получены документальные данные о существовании независимого Темниковского княжества – средневекового феодального татаро-мордовского государства на наших землях. Новейшие исследования пензенских историков С.Л.Шишлова, В.В.Первушкина, подтверждаемые московскими историками академиком С.О.Шмидтом и докторами исторических наук Я.Е.Водарским и О.А.Шватченко, позволили прийти к следующим выводам – Темниковское княжество было основано князем Беханом около 1388 г., а примерно к 1523 г. оно вошло в состав Российского государства7. Беханиды – потомки князя Бехана – князья Кугуш, Тениш, Еникей, Кулунчак и другие управляли ТМ примерно до 1605 г. Исследователи полагают, что монархия Беханидов была достаточно ограниченной как в период независимости, так и после присоединения к России, и выдвигают гипотезу о существовании “...в стране коллективной формы правления, имевшей место в Золотой Орде и свойственной государственным образованиям, возникшим в процессе ее распада — ногайским ордам и особенно Черкесии, очень близкой по своему статусу к ТМ”8. Сначала князь Бехан был владельцем города Сараклыч (ныне город Саров или иначе Арзамас-16). Как это записано в кратком историческом описании Саровской пустыни, князь Бехан владел по соизволению ханов Золотой Орды “многими городами и разными селениями татарскими и мордовскими. От частых же нападений на него военных с сего места (т.е. г.Сараклыч) переселился он (в 1388 или 1389 г.) за реку Мокшу, где ныне село Кангуш, и там построил себе жилище, обведя оное земляным валом”9. Это место современные мордовские археологи определяют на территории между сёлами Стародевичье и Каньгуши Ельниковского р-на РМ. Спустя некоторое время Бехан окончательно осел в городе Темникове (ныне с. Старый Город Темниковского р-на РМ). Что это за время было – начало Темниковского княжества? В результате монгольских завоеваний в начале 1243 г. земли, условно называемые Темниковской Мещёрой, оказались в новом государстве – Золотой Орде, или иначе, улусе Джучи, возглавлявшемся монгольским ханом Бату. Территория этого государства простиралась от реки Дунай на западе до Алтайских гор на востоке. Южная граница определялась линией озеро Балхаш – город Хорезм – Кавказский хребет – Черное море. На севере границы были чисто условными – там были русские княжества, находившиеся в вассальной зависимости от Золотой Орды. Но, в свою очередь, Золотая Орда сама являлась составной частью крупнейшего государства мира – Монгольской империи. Золотая Орда была разделена на административные единицы – улусы. Темниковская Мещёра относилась к улусу с центром в городе Мохши (ныне Наровчат Пензенской области). Хотя основным населением Золотой Орды являлись кипчаки (половцы), здесь жили и другие народы – булгары, буртасы, мордва, русские, чуваши, башкиры, черкесы и др. Управлением землями занимались как пришлые монголы и среднеазиатские тюрки, так и местная знать. В наших местах тогда основным населением были мордва (мокша и эрзя) и предки татар-мишарей – буртасы и кипчаки. При хане Узбеке (1312–1342), введшем ислам как государственную религию, стали принимать новую веру не только буртасы и кипчаки, но и часть мордвы, особенно знатные люди. Сами же завоеватели, монголы, как полагают исследователи, к XIV в. уже были ассимилированы10. XIV в. принято считать временем начала формирования собственно мишарской народности из двух основных тюрских этнических компонентов – буртасов и кипчаков, с добавлением булгарской и мордовской составляющих, а также пришлых тюркских родов11. К середине XIV в. в ТМ сложился определенный слой знати, управлявшей местным населением. Эта знать не была однородной этнически, но главенствующее положение занимали пришлые золотоордынские аристократы тюрко-монгольского происхождения. Наиболее высоко стояли Чингизиды, т.е. происходящие напрямую от Чингисхана и поэтому обладающие неоспоримым приоритетом перед любыми другими знатными людьми, так как все земли, завоеванные монголами, рассматривались как родовая собственность Чингизхана и его потомков. Таким Чингизидом был и будущий правитель ТМ Бехан. Анализ его имени “Бе+хан” (или “Би+хан”) показывает, что он имел как монгольские, так и местные тюркские корни. Первая компонента “Би” (один из тюркских титулов, букв. “богатый, занимающий высокое положение”, синоним титулов “бек” и “бей”) характерна только для кипчакских и булгарских племен, в то время как компонента “Хан” является общей как для монголов, так и тюрков вообще. Татарские князья ТМ во многих источниках называются и мордовскими князьями. Очевидно, что их так называли не только из-за названия народа, над которым они княжили, но и потому, что среди самой знати ТМ было немало мордвы, причем не только инкорпорированной и ассимилированной (особенно после принятия ислама, что нисколько не удивительно), но и таких, которые сохраняли свою этническую сущность. В то время как местные буртасские и кипчакские знатные люди ТМ из-за языковой и культурной близости полностью слились с Чингизидами, образовав уже мишарскую знать, многие мордовские мурзы и князья продолжали говорить на своем языке и придерживаться своих старинных обычаев. То, что часть мурз ТМ была на самом деле этнической мордвой, подтверждается и документальными данными – например, вплоть до XVIII в. в Саранском уезде существовали две деревни мордовских мурз – Рындино и Кельвядне12. Хотя браков между Беханидами и мордовскими мурзами документально зафиксировано очень мало, что объясняется дефицитом источников13, все же следует полагать, что тюркские и монгольские властители в ТМ продолжали придерживаться своей обычной многовековой практики укрепления власти и управляемости территорий путем установления брачнородственных отношений с местными родоплеменными вождями. Начало XIV в. для ТМ было весьма благоприятным. Новый хан ЗО, Узбек Султан Мухаммед, переместил центр печатания денег из Укека в Наровчат (по-татарски Мукшы или Мохши, а также Нуриджан). Там началось строительство новых мечетей, дворцов, караван-сарая, водопровода, бань, мавзолеев и т.д. Фактически на время строительства новой столицы ЗО на Волге – Сарая-Берке (называемого, по нумизматическим данным, Сарай ал-Джедид)14, именно Наровчат выполнял функции столицы, хотя документальных данных о том, что хан Узбек сидел именно в Наровчате, нет. Есть только указания у восточных авторов, что хан Узбек на 8 лет, т.е. до 1320 г. (времени окончания строительства Сарая-Берке) удалился в “северный улус”. Население ТМ возрастало не только за счет прибытия масс ремесленников и строителей, чиновников и знати из южных частей ЗО. Эрзяне, притесняемые в русских княжествах, принуждаемые к крещению, в массовом порядке начали переселяться на собственно золотоордынскую территорию, в том числе и в ТМ. После смерти хана Джанибека (1342–1357) в Золотой Орде разразился кризис власти – очень быстро одни ханы сменяли других, на местах началось брожение, появились сепаратистские настроения. Первые известные попытки обособления на территории ТМ связаны с именами Секиз-бея, который предположительно ранее был правителем захваченного Мамаем Азова, и Тагая, также ушедшего с низовьев Волги на север. В 1361 г. Секиз-бей захватил район реки Пьяны и укрепился там. Однако Тагай, пришедший из Бездежа в Наровчат, изгнал Секиз-бея, который позже объявился на службе в Москве15. Хотя память о Тагае осталась в большом количестве топонимов ТМ, о его дальнейшей судьбе после известия о взятии им Переславля (столицы Рязанского княжества) и о его поражении в 1365 г. от объединенного войска Рязанского, Пронского и Козельского княжеств, ничего неизвестно. Вполне возможно, что Тагай был убит в 1377 г., когда хан Арабшах, свергнутый с престола ЗО, захватил Наровчат, затем со своим татарско-мордовским войском напал на Нижний Новгород и Рязань. В 1378 г. Мамай направил из Крыма войско, которое изгнало Арабшаха и подчинило ТМ своей власти16. После Куликовской битвы (1380), где темниковские татары-мишари и мордва были на стороне Мамая, хан Тохтамыш, воспользовавшись поражением Мамая, смог снова объединить Золотую Орду. Однако очень быстро мощь её была полностью подорвана в войнах с державой среднеазиатского эмира Тимура. Во время первой войны (1384–1389) центр управления ТМ из города Мохши переместился на север: ставка хана Бехана находилась сначала в Сарыклыче, затем близ с. Каньгуши и окончательно была переведена в Темников. Вторая война с Тимуром (1391) завершилась полным разгромом армии Тохтамыша. Во время третьей войны (1395–1396) Мохши, как и все остальные города ЗО, был полностью уничтожен. К счастью, Темников избежал этой участи. Но Золотая Орда, вернее, то, что еще оставалось от нее после этого страшного разгрома, просуществовала недолго – только до 1430–40 гг. Непосредственными соседями вновь образованного княжества были: на западе – Рязанское княжество, на северо-западе – Московское княжество и мещерские земли, проданные в 1382 г. Тохтамышем Москве, где позже было образовано Касимовское ханство (1446–1681), на севере – Нижегородско-Суздальское княжество, позже поглощенное Москвой, на востоке и юге – собственно ЗО, позже распавшаяся на Казанское ханство (для ТМ – на северо-востоке и востоке; 1438–1552), Большую Орду (на юго-востоке и юге; 1440–1502), Крымское ханство (1443–1783), Ногайскую Орду (с 1447) и другие. Хотя Темниковское княжество жило осторожной жизнью, стараясь дружить со всеми и не ввязываться в войны, это не всегда удавалось. Приходилось отражать нападения как казанских и большеордынских татар, так и рязанцев и ногайцев. Союзниками темниковцев были Московское княжество и Крымское ханство. С крымцами темниковцев связывали родственные связи, ведь некоторые темниковские роды происходили именно из Крыма, например, князья Девлеткильдеевы и Дивеевы. В начале XVI в. сильно изменилась геополитическая ситуация – Крымское ханство в 1502 г. полностью разгромило Большую Орду. В первое время крымцы продолжали дружественную Москве политику, но вскоре борьба за влияние на Казань привела в 1521 г. к крымско-московской войне, в которой казанцы выступили на стороне Крыма. В результате этой войны Василий III признал зависимость от крымского хана, обязался платить ему дань, как наследнику ЗО, а Казань освободилась от русского протектората17. Хотя в хранящихся в фондах Саровского монастыря родословных темниковских князей, составленных в 1712 г. на основе несохранившихся старинных родословных, содержатся некоторые неточности и неувязки, в сопоставлении с другими документами оттуда можно извлечь много полезной информации о Бехане и его потомстве. Первым достоверным русским документом, где речь идет о темниковских князьях, потомках Бехана, следует считать указ Василия III от 10 мая 1509 г., которым князь Адашев сын Акчура, родоначальник князей Акчуриных, пожалован княжением над Конялской мордвой “...со всем потому же как было то княжение за отцом его князем и за дядей князем Седиахметом”18. При этом надо учитывать, что в русской практике пожалование чаще всего означало лишь подтверждение прав на владение. Возможно, именно этот момент, 1509 г., следует считать началом процесса присоединения темниковских земель к России, ведь в духовной грамоте Ивана III сыну Василию, составленной в 1504 г., Темников еще не перечисляется среди русских городов19. Возможно, Темниковское княжество присоединилось не одновременно всеми беляками (“беляк”, точнее, “биляк”, по-татарски буквально означает “владение”), во главе которых стояли разные Беханиды, а каждый со своим беляком в отдельности, как князь Акчура Адашев со своим Коняловским беляком, расположенным в западной части княжества, в бассейне нижней Цны. В 1523 г. военно-политическая обстановка обострилась еще больше: крымские войска разгромили Астрахань, глава которой хан Хусейн заключил договор о союзе с Москвой, а правитель Казанского ханства Сахиб-Гирей по договоренности с крымцами совершил погром русских в Казани – были убиты все купцы и московский посол. Русские войска в ответ совершили в 1523-24 гг. два похода на Казань. В ходе этих походов на правом берегу реки Суры, на территории Казанского ханства, был основан город Васильсурск20. Хотя уже в 1524 г. крымский хан Мухаммед был убит и его сменил Сеадат-Гирей, противник конфронтации с Москвой, темниковские князья, с учетом того, что в 1521 г. союзные крымцам ногайцы разорили и темниковские места21, а Темников даже был разрушен, в такой обстановке сочли за благо окончательно присоединиться к все более возвышавшемуся Московскому государству. Если знать соседнего Касимовского ханства составляли татарские аристократы – пришельцы из самых различных регионов Европы и Азии, где обитали татары, – приходившие туда на поселение то из Казани, как основатель ханства Касим, сын первого казанского хана Улуг-Мухаммеда, то из Сибири, как потомки хана Кучума, ставшие царевичами Сибирскими и Касимовскими, а первые известные владетели тех мест, князья Мещерские, давно перебрались в Москву, то аристократия Темниковского княжества не принимала в свой состав практически никого со стороны, за исключением крымцев. Все темниковские князья и большинство мурз либо восходят непосредственно к Бехану, либо состоят в близком родстве с беханидами. В то время, как феодалы Касимовского ханства принимали активнейшее участие во всех перипетиях московских военно-политических дел, особенно в борьбе с Казанью, то темниковцы впервые были активно задействованы во внешнеполитических делах Москвы только в 1534 г., когда под началом Тениша князя Кугушева в ходе Ливонской войны приняли участие в походе на Литву22. Впрочем, уже в 1528 г. ногайские мурзы сами жаловались в Москву с просьбой унять темниковцев, которые нападали на ногайские владения. Хотя Москва старалась иметь союзные отношения с ногайцами, чтобы оторвать их крымских и казанских татар, никто темниковцев за нападения на ногайцев наказывать не стал, а наоборот, Василий III указом от 6 марта того же года пожаловал князя Тениша Кугушева новым владением, уже в Мещере, на территории собственно Касимовского ханства23. Сопровождая своих ханов, мурз, султанов, беков, тарханов, с середины XV в. на постоянное жительство в Касимовское ханство из степи, из Сибири прибывали все новые тюркоязычные воины, а с ними и их семьи, что существенно меняло языковую ситуацию. В результате причудливого смешения представителей самых разных тюркских племен, на базе первоначального мишарского диалекта местного тюркского населения мещерских земель возник особый касимовский говор татарского языка, который тюркологи затрудняются отнести к какому-либо татарскому диалекту, считая касимовских татар особой этнической группой24. Язык же темниковских татар, наоборот, лег в основу мишарского диалекта и стал нормой его “чокающего” говора. Вскоре после присоединения к России в жизни Темникова наступили большие перемены. В 1536 г. был перенесен на новое место центр княжества – город Темников. Как указано в “Русских летописях”: “...преставлен город Темников на иное место, на реке Мокше же, того ради, что был старый город мал и не крепок и великая княгиня [Елена] велела его прибавити и срубити новой, а доделан того же лета, августа 2”25. Конечно, ветхость городов никогда не являлась причиной их переноса. Этой причиной стало то, что в сравнении со временем основания Темникова кардинально изменились векторы обороны и нападения. Старый Темников был хорошо защищен от нападения со стороны Москвы и Рязани рекой Мокшей и болотами, а от нападения со стороны степи не было никаких естественных преград. Теперь, когда противник был не на севере и западе, а на юге и востоке, перенос Темникова на другую сторону Мокши и на 10 километров выше по течению (рядом со старым золотордынским городищем близ нынешнего села Итяково) давал несомненные преимущества. Теперь стало возможным контролировать речные броды, через которые ногайцы и крымцы могли идти на Москву. Если раньше степняки переправлялись на правый берег Мокши и обходили старый Темников, остававшийся на левом берегу ниже по течению, то теперь это было невозможно. В том же 1536 г. темниковцы продолжали участвовать в Ливонской войне, хотя на их собственные земли в это же время нападали казанские татары. В 1539 г. умер темниковский князь Тениш Кугушев. Иван IV указом от 6 июля подтвердил право его сына, князя Еникея, “...татар и тарханов и башкирцев и можарян которые живут в Темникове судить и ведати их по старине потому как на перед того судил и ведал отец его Тениш”26. Относительно спокойная (после нападений казанцев в 1536-40 гг.) жизнь была прервана в 1550 г. сначала тяжелым разорением крымцами Мещеры, а затем нападением на край ногайских мурз. Темниковские войска разбили ногайцев и отогнали их27. Татарские аристократы ТМ в составе России сохраняли все свои права, но центральная власть понемногу начала ограничивать их власть. Например, когда кадомская мордва в 1538 г. пожаловалась на бесчинства князя Енгалыча Бедишева, его братьев и его приставов, на то, что они накладывали непомерно большие штрафы, Иван IV лично указал, чтобы князь и его люди не занимались судебным наказанием населения “...оприч душегубства и разбоя с поличным”, а остальные дела велел передавать в ведение московских дворецких28. Это означало сокращение поступления денег к княжескую казну из-за того, что штрафы по обычным делам начали уходить в Москву. Но татарские князья продолжали пользоваться большим почетом в Москве – на тех государственных актах, где требовались подписи высших должностных лиц, их подписи стоят впереди других, на пирах они сидят на лучших местах. Это не случайно – в то время эффективно бороться с крымскими и ногайскими татарами могли только отряды татарских феодалов на службе у Москвы29. Административное деление Темниковского княжества после присоединения к России не менялось – татарские князья, подчиняясь владетельному князю, сидящему в Темникове, продолжали собирать ясак со своих беляков, как обычные феодалы. У самого владетельного князя также был свой беляк, с которого он тоже собирал ясак. Со временем беляки по наследству дробились, их число росло, а размеры уменьшались. Так, по документам XVII в. только в пределах современной Мордовии упоминается более 15 беляков30. Несомненно, наиболее известным и определяющим событием в истории русско-татарских отношений является последний захват Казани в 1552 г. и уничтожение Казанского ханства как государства. Темниковские войска, в которых были не только татары, но и мордва, под руководством Еникея князя Темниковского принимали в этом активное участие31. Ликвидация Казанского ханства совершенно изменила военно-политическую ситуацию в Поволжье – в течение нескольких лет к России были присоединены огромные пространства с большим населением – чуваши, татары, башкиры, удмурты, марийцы, мордва. Для контроля над этим населением, в основном настроенном недружественно к новой власти, для подавления их то и дело вспыхивавших восстаний, темниковские князья и мурзы с их отрядами подходили как нельзя лучше. Они говорили практически на одном и том же языке с казанскими татарами и башкирами, исповедовали тот же ислам, но в то же время преданно служили русским царям. Так же привычным было для татарских мурз иметь дело с языческим населением, – тюркоязычными чувашами и угро-финноязычными марийцами, удмуртами и мордвой. Татарские феодалы Касимовского ханства также широко использовались для подавления выступлений населения колонизируемых земель32. Так с середины XVI в. началось расселение по Поволжью и Приуралью не только татарской аристократии ТМ, но и значительных групп татарского населения Темниковской Мещёры, мишарей, потомки которых до сих пор, проживая уже сотни лет в левобережье Волги, в Приуралье, называют себя “тэмэннэр”, т.е. по-татарски “темниковцы”. Но не все татарские феодалы ТМ из тех, кто был вовлечен в процесс колонизации, оставались на жительство на новых территориях. Активная жизнь татарской аристократии ТМ продолжалась и на старой территории. Например, 10 сентября 1557 г. специально для князя Еникея Темниковского за его заслуги в подавлении восстаний 1552-54 гг. и 1556 г. казанских татар и черемисов была учреждена должность темниковского воеводы33. Но при этом к нему приставляют вторым воеводой русского дворянина Петра Протасьева34. Братьям князя Еникея мурзам Исяшу и Емашу Кугушевым 19 марта 1554 г. передается Кучуков беляк (иначе Сурский беляк или Ихретинская мордва), в районе современного Кузнецка, ранее закрепленный за перешедшим на русскую службу казанскому князю Мамышу с сыном, а затем переданный “...Шакчуре да Мешаю...”35. В 1572 г. князю Еникею и его сыну Сабаку возвращают доходное заведение – темниковский кабак, ранее переданный за заслуги в захвате Казани касимовскому хану Шах Али, а затем доставшийся по наследству касимовскому же хану Саинбулату (в крещении Симеон Бекбулатович, царь русского государства, правил в 1576-77 гг.): “...а ныне тем кабаком владеет царь Саинбулат Бекбулатович, и обида де Еникею от царя Саинбулата в том кабаке великая”37. Другой сын Еникея, Кулунчак, севший после смерти отца в 1577 г. на княжение в Темникове, продолжал быть главой администрации и военным руководителем, которому подчинялась сторожевая и станичная службы Кадома и Темникова, о чем свидетельствует грамота, подписанная царем Федором Иоанновичем в марте 1588 г.38 Татарские мурзы в конце XVI в. продолжают успешно воевать с крымцами, ногайцами и отрядами различных других татарских образований. Однако уже в 1595 г. разгорелся конфликт между самим князем Кулунчаком Еникеевым и Пурдышевским монастырем. Богомольный царь Федор Иоаннович во всем благоволил церкви, монастырям. Получая большие земельные участки, монастыри нередко вступали в конфликт с татарской знатью, исповедовавшей ислам39. Царская грамота от 2 июля 1595 г. передавала Пурдышевскому монастырю деревню Меньшее Пурдышково, которым владел князь Кулунчак. Однако князь эту деревню не отдавал, так как это было его имение. Тогда царь решил передать монастырю мордовские дворы со всеми пашнями и угодьями. Но игумен Илинарх не успокаивался, стараясь все же заполучить Меньшее Пурдышково полностью и писал жалобы на Кулунчака. Например, монахи так писали о деревне Исень Гильдеев починок: “Деревня эта ранее принадлежала русским помещикам, но ею незаконно завладел князь Кулунчак Еникеев, со своими татарами и латышами в той деревне живет и наносит монастырю нестерпимые обиды, монастырскую пашню захватывает, а по его повелению его люди татары и латыши поругаются над христианской верой, приезжают к ним на конях, кричат и смеются, и в трубы трубят, и по бубнам бьют, и в смыки, и в домры играют, и огнем под монастырь приходять, и сжечь грозят”40. Здесь интересно не только перечисление музыкальных инструментов, но и то, что среди людей Кулунчака, кроме татар, есть и латыши. Латыши упоминаются во многих документах того времени, относящихся к ТМ. Видимо, это были пленные, привезенные татарскими мурзами с Ливонской войны, и оставшиеся здесь на жительство. "Смутное время" фактически положило конец прежнему положению дел в ТМ. Внук князя Еникея Брюшей мурза князь Еникеев, действуя согласованно с поляками и касимовским царем Уразмаметом, собрал войско из татар и мордвы и двинулся на захват Казани. Однако у деревни Бурундуково этот отряд был встречен войсками так называемого царства Казанского и разбит. На стороне Лжедимитрия также выступили еще несколько темниковских мурз и князей. Однако основная масса темниковских татар поддержала народное ополчение Минина и Пожарского, а после избрания в 1613 г. на российский престол царя Михаила Федоровича Романова все мятежники были прощены. В «Книге письма по Темникову за 1614 год»41 написано, что в Темниковском уезде в 1597 г. было 443 поместья татарских мурз, а в 1612 г. таких поместий стало 475. В книге описано каждое поместье, перечислены имена, отчества и фамилии каждого татарского князя и мурзы, поименно описаны все русские крепостные крестьяне, которыми владели эти татарские князья и мурзы. В самом Темникове было 335 дворов, из них 163 татарских двора, 172 русских. По Темникову в 1614 г. числилось 9 княжеских фамилий: Еникеевы – 11, Собаковы – 2, Кудашевы – 4, Булатовы – 2, по одному — Барашев, Енгильдеев, Ефаев, Бейбарсов, Дашков. В списках также зафиксирована 31 мурзинская фамилия42. В связи с тем, что границы России все дальше отодвигались от Темникова, все больше князей и мурз выезжали на постоянное жительство на новые рубежи, – Башкирию, Кавказ и Дон, – в то время как русские землевладельцы приобретали все больше земель в ТМ и переселяли туда своих крепостных из центральной России. В ТМ в больших количествах прибывают не только крепостные, а также служилые люди, чиновники, стрельцы, казаки, но и беглые русские крестьяне, спасаясь от голода и гнета помещиков. Удельный вес татар и татарской аристократии в ТМ начинает резко падать, этническая ситуация меняется в корне. |