Статьи  


Татары Каменского края
Татары Каменского края
Образовательный уровень татарских жителей края на рубеже XIX – XX веков был крайне низким. Так, из 8385 жителей региона лишь 617 человек были грамотными. Распространению грамотности мешала беспросветная нужда татар-крестьян и схоластическая методика обучения в магометанских школах.
Об этом красноречиво рассказал в своей статье профессор-миссионер Н.И.Ильминский, ревизовавший магометанскую школу села Кикина Чембарского уезда: «Представьте себе такую картину: комната без всякой ученической мебели, на полу ряд маленьких детских сундуков, за которыми школьники, сидя по-восточному обычаю или стоя на коленях, готовят уроки.
По стенам – полки с постельными принадлежностями, тут же самовары с чайными приборами, в углу – куча одежды учеников. Вот вся обстановка татарского святилища науки… Школу в основном посещают осенью, после завершения полевых работ, и зимой… Обучение ведется только на непонятном для школьников арабском языке. Шакирды нараспев читают книги: «Иман-шарты», «Алты-бармак», «Эфтиек» и другие. Из содержания обучения русский язык исключен» (Н.И.Ильминский. «Инородческое население Пензенской епархии и его образование», «Пензенские епарх. ведомости», 1899, №3).
Тем не менее представители татарской дореволюционной интеллигенции прилагали все усилия к тому, чтобы сельчане получали хотя бы элементарные навыки в чтении, письме и в счете.
Среди сподвижников в просвещении татарских жителей региона следует назвать имама-мударриса при Пензенской губернской соборной мечети, уроженца села Кикина Чембарского уезда Шарафетдина Хабибулловича Патеева (1836 – 1915 гг.), при поддержке которого в 1912 году в с.Мочалейке Чембарского уезда была открыта русскоязычная земская школа, в которой обучалось
30-32 ученика (4 учащихся из других татарских сел. – И.Г.).
Первым учителем этой школы был Шахаб Кузяшев. Но фанатично настроенные жители Мочалейки через год подожгли здание школы. Энтузиасты-педагоги продолжали обучать ребятишек родному языку и основам ислама у себя на дому. Так, девочек села Мочалейки обучала у себя на дому Каюмя Фахрислановна Девлеткильдеева, а ребятишек села Кочалейки Нижнеломовского уезда – Зэйняб Насырулловна Мухтарова (1894 – 1977 гг.).
Таким образом, несмотря на тяжелое социально-экономическое положение татарских сел на рубеже XIX – XX вв., татарские жители края сохраняли свою самобытную культуру, стремились к получению знаний. Но все насущные задачи, вытекавшие из уровня развития татарских сел, удалось решить лишь в годы советской власти.
Каменские татары в XX веке
В Каменском крае накануне Октябрьской революции татары проживали в пяти селах (Кикине, Кобылкине, Кочалейке, Мочалейке и Телятине), в двух волостях: Адикаевской (село Кочалейка) и Мочалейской (остальные татарские села), которые находились на территории двух уездов – Нижнеломовского и Чембарского.
Некоторые татары – участники Первой мировой войны – становились большевиками и после демобилизации пропагандировали их идеи. Так, житель села Кобылкина Чембарского уезда Ибрагим Курмалеев собирал молодежь села в бане, читал и комментировал молодым односельчанам материалы газеты «Правда». Советскую власть в родных местах устанавливали именно первые большевики-татары: Ряхим Бешаров (с.Кочалейка), Закир Тинчурин (с.Мочалейка), Ибрагим Курмалеев и Мирза Дасаев (с.Кобылкино), Исмаил и Абдрахман Канеевы (с.Кикино) и другие.
Уроженцы каменского края занимали видное положение во властных структурах. К примеру, Закир Тинчурин являлся в годы Великой Отечественной войны заместителем Председателя Совнаркома Татарской АССР. Несмотря на тяжелейшие экономические условия в период гражданской войны, в 1918 г. в татарских селах края открылись школы первой ступени с изучением русского языка.
Первыми учителями в них были: в Кикине – Абдрауф Канеев, Муся Абдрауфович Канеев; в Кобылкине – Хасян Кудряков; в Кочалейке – супруги Акчурины; в Мочалейке – Абдулла Алмакаев. Следует отметить, что выпускник астраханского медресе Абдулла Фетхуллович Алмакаев (1888 – 1961) сорок лет жизни посвятил народному образованию в родном крае. Он был одним из первых директоров Мочалейской средней школы и одним из первых в Каменском районе был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина. Дети и внуки А.Ф.Алмакаева пошли по его стопам. Многие из них работали и работают педагогами в школах Каменского района и Каменки.
По воспоминаниям старожилов села Мочалейки Каменского района, бывших учеников Алмакаева, Абдулла Фетхуллович был энциклопедически образованным человеком, прекрасно владел русским, арабским, персидским и турецким языками, хорошо знал литературу, мусульманскую религиозную философию, знал наизусть Коран.
Крестьянский сын из села Кикина Чембарского уезда Пензенской губернии Ахат Исмаилович Канеев (род. в 1914 г.) после окончания кикинской семилетки по путевке райкома комсомола поехал учиться в Оренбург. Затем А.И.Канеев учился на годичных учительских курсах в Кузнецке, после которых поступил в Саратовский педагогический институт.
В годы войны Ахат Исмаилович прошел с боями до Кенигсберга. Долгое время, почти четверть века, он работал инструктором Каменского райкома КПСС, пропагандистом в сети партийного просвещения, директором Блиновской восьмилетней школы Каменского района. До 1997 года А.И.Канеев работал председателем Каменского районного совета ветеранов войны (С.Жаворонкина, «Рассказ о ветеране». «Любимая газета – Каменка», 16 мая 2001 г.).
В двадцатые – тридцатые годы прошлого столетия многих татар отпугнул от советских инноваций поход против «религиозного дурмана». Борьба с религией велась в основном карательными методами. Некоторые священнослужители, боясь репрессий, были вынуждены тайком покинуть родные места – уехать либо в Баку, либо в Среднюю Азию. А коллективизация в татарских селах продолжалась вплоть до 1935 г. Со времен коллективизации до наших дней дошла горькая частушка, бытовавшая в тридцатые годы в татарских селах Каменского района:
Миколаем, куяным! (Николай наш дорогой!)Ике сыер саудырдын (Две коровы ты нам дал).Э син, Сталин … (А ты, Сталин-живодер,)Кэзесезде калдырдын. (И последних коз забрал.)Тем не менее постепенно осуществлялся процесс вовлечения татар в общественно-культурную жизнь района. Во второй половине тридцатых годов в татарских селах костяк своей интеллигенции – учителей, счетоводов, полеводов, медицинских и торговых работников – в основном был сформирован. В грозные годы Великой Отечественной войны более двух тысяч татар сражалось на фронте, отстаивая свободу и независимость нашей великой Родины. Уроженец села Мочалейки Азис Харисович Акжигитов (1917 – 1944) за ратные подвиги в битве за Днепр был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Уроженец села Кочалейки Хамзя Исмаилович Янаев (1924 – 1997) за мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, стал полным кавалером ордена Славы трех степеней.В шестидесятые – семидесятые годы из среды татарских жителей выдвинулись такие талантливые руководители сельскохозяйственного производства, как М.Р.Алюков, И.И.Енгалычев и другие. Маэлес Ризванович Алюков (род. в 1937 г.) более трех десятилетий возглавлял совхозы «Дружба» и «Первомайский» Каменского района. Именно в годы его руководства совхозом «Дружба» в селе Кикине было построено здание конторы совхоза, медпункт, магазин, Дом культуры. Было начато строительство двухквартирных домов для тружеников совхоза, строительство здания кобылкинской школы. В 1976 г. Маэлес Ризванович был назначен директором совхоза «Первомайский». В поселке Батрак под его непосредственным руководством вырос настоящий агрогородок. Построен новый Дом культуры, детский сад. В 1991 г. было построено здание первомайской школы.От рядового тракториста до директора совхоза – таков трудовой путь Енгалычева Ибрагима Исхаковича (1941 – 2003), начавшийся в 1958 году. Более девяти лет он работал трактористом совхоза «Головинщинский». Затем – учеба в пензенском совхозе-техникуме, после окончания которого – работа агронома в селе Скворечном, затем – механиком в совхозе «Кочетовский». С 1977 по 1989 гг. Ибрагим Исхакович работал председателем колхоза «Вперед, к коммунизму» (ныне СПК «Казанский»). В этот период в колхозе развернулось большое строительство: построен поселок городского типа, детский сад, школа, клуб, магазин, столовая и другие объекты. Этим он оставил о себе добрую память у сельчан. Затем И.И.Енгалычев работал директором совхозов «Верховский» и «Кочалейский». («Енгалычев И.И.» – некролог. «Каменская новь», 18 апреля 2003 г.).ЗаключениеВ современных условиях перехода к рыночным отношениям многие предприниматели-татары вносят важный вклад в социально-культурное развитие г.Каменки и Каменского района. Широко известна меценатская деятельность таких предпринимателей, как Т.Р.Абдрашитов, И.Я.Баткаев, С.С.Дасаев, Р.Х.Иртуганов, И.К.Кудряков и других. Благодаря их благотворительной деятельности при Каменской городской мечети существует прекрасная мусульманская школа, в татарских селах организуются национальные праздники, в Каменке – гастроли известных татарских артистов и т. д.В Каменке создано общество татарской культуры, которое возглавляет М.Р.Алюков, целью которого является возрождение культурных традиций татарского народа. Будем надеяться, что мы станем свидетелями возрождения богатого культурного наследия предков на нашей родной каменской земле.И.Х.ГУРКИН, учитель МОУ СОШ №2, отличник народного просвещения, краевед.
А Р Х И В


Татары Мордовии
№1-2, 10.02.2000
ТАТАРЫ МОРДОВИИ
Ирек БИККИНИН
По переписи 1989 г. татар в Мордовии было 47328 человек, что составляло от общего количества населения Мордовии (963504) 4,9%.Микроперепись 1994 г. показала рост татарского населения с 1989 г. на 18%, в то время как общая численность населения Мордовии упала до 950100 человек (1996 г.). Таким образом удельный вес татар в Мордовии повышается и, по некоторым данным, сейчас составляет 8-10%.Известно, что волжские татары состоят из двух основных этнических групп - казанских татар и мишарей.По отношению к татарам Мордовии, являющихся мишарями, нельзя применять слово "диаспора", так как мишари - народность, сложившаяся независимо от казанских татар в XI-XV вв. в Темниковской Мещёре - это теперешние Мордовия, восток Рязанской, юг Нижегородской, север Пензенской и Ульяновской областей.Мишари являются коренным народом Мордовии и поскольку как народ сложились именно на этой территории, они являются автохтонным населением. Мишари, живущие на других территориях - Татарстане, Башкортостане, во всем Поволжье, Сибири - являются потомками переселенцев из Темниковской Мещёры.Мишари - это фактически народ, со своей историей, языком, культурой. Такой же народ, как башкиры, с почти таким же соотношением языка к казанско-татарскому диалекту.Язык татар-мишарей, проживающих в Мордовии, называется мишарским диалектом волжско-татарского языка. В большинстве татарских сел Мордовии говорят на "чокающем" варианте мишарского диалекта. Есть также еще четыре села на западе Мордовии, где живут "цокающие" мишари.Носители этнонима "мишар, мадьяр, маджар" в раннем средневековье отмечаются в трех местах — это Мещера, Венгрия и Северный Кавказ. Уместно будет напомнить, что по антропологическому облику мишари тяготеют больше к племенам Северного Кавказа, чем к казанским татарам. То же самое можно сказать и относительно венгров, иначе называемых мадьярами, которые сложились на угро-финской основе с сильным добавлением прежде всего тюркоязычных маджаров, а также печенегов, бесермен и кабаров.По мнению многих ученых, предки мишарей — тюркоязычные печенеги, половцы, буртасы, маджары, а также финно-угроязычные древние мадьяры, начали заселять эти земли не позже седьмого века. Некоторые ученые относят начало заселения этих земель тюркскими племенами ко второму веку нашей эры.К территории, где сложился мишарский этнос, имели отношение последовательно Тюркский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда (улус Мукши), Большая Орда, Темниковское княжество, Русское государство.Хан Узбек временно перенес в 1313 г. столицу Золотой Орды в улусный центр Мухши, начав строительство новой столицы только в 30-е годы. Это был период экономического расцвета территории, где жили мишари. Однако после смерти Узбека в 1342 г. в результате внутренних распрей Золотая Орда начала постепенно ослабевать и распадаться.С 1361 г. начинается обособление мишарских земель - два князя, Секиз-бей на Пьяне и Тагай в Мухши-Наручаде, пытаются создать независимые княжества.После первой неудачной войны хана Тохтамыша с эмиром Тимуром в 1388 г. чингизид хан Бехан начинает укрепляться в Мещере. Из-за уязвимости при конфликтах с Рязанским княжеством он переносит административный центр своих владений из Сараклыча (ныне это город Саров, известный тем, что здесь была изготовлена первая советская атомная бомба) на древнее городище, ныне известное как Каньгушское, (рядом с селом Каньгуши Ельниковского района Мордовии). Дата переноса центра нарождающегося государственного образования из Каньгуш в город Темников неизвестна.После второй войны с Тимуром в 1391-96 гг. Золотая Орда была разгромлена окончательно, улусный центр Мухши-Наручад (в русских летописях - Наровчатское княжество) был уничтожен, а население уведено в Среднюю Азию. Позже Мухши был восстановлен, но по-настоящему возродиться не смог, центр притяжения остатков мишарей был перенесен в более лесистые и защищенные от нападения с юга места — Темников, Кадом, Ермишь, Сарыклыч, Мещерский Городок (Касимов).В получившем полную самостоятельность Темниковском княжестве мишари активно привлекали мордву - мокшан и эрзян к военной службе. Выходцы из мордвы занимали высокие посты в княжестве, некоторые татарские мурзы происходили от принявших ислам мордовских воинов.Почти все княжеские фамилии Темниковского княжества происходят от ее первого независимого владетеля Бехана, потомство которого явилось самой большой группой среди родоначальников фамилий татарских князей.В достоинстве "князей татарских" Сенатом и верховной властью России было утверждено 32 рода, из которых 27 происходит из места формирования мишарей - из Темниковской Мещёры.Потомство темниковских мурз, христиане и мусульмане, насчитывает в настоящее время многие тысячи представителей среди татарского, русского и других народов. Наиболее известные фамилии - Акчурины, Енгалычевы, Еникеевы, Кудашевы, Кулунчаковы, Тенишевы и другие.Союзники Темниковского княжества - Крымское ханство и Московское княжество, противники - Рязанское княжество, Казанское ханство и Большая Орда (основной наследник Золотой Орды). В 1502 г. крымцы окончательно разгромили Большую Орду, а Московское княжество - присоединило Рязань.В сложившейся ситуации темниковские князья были поставлены перед выбором - добровольно присоединиться к усиливающейся Москве, начавшей проводить политику экспансии, и тем самым сохранить практически все, кроме суверенитета, или стать врагом Москвы, что равносильно было гибели как Темниковского княжества, так и значительной части ее населения.1523 год - переломный в истории мишарей - Темниковское княжество присоединяется к Русскому государству. Во главе темниковской администрации вплоть до 1570-х остаются потомки Бехана, управлявшие краем по издавна заведенным порядкам, идущим от золотоордынских установлений. После же вхождения Темниковской Мещёры в последней четверти XVI в. в систему общероссийской администрации Беханиды лишились полноты власти над краем - в Темников был назначен русский воевода.Современный низкий процент мишарского населения в Мордовии объясняется постоянным исходом под воздействием различных факторов.Первый большой исход мишарей из своих пределов — сокрушение и полное разорение в 1395-96 гг. Золотой Орды эмиром Тимуром.Второй - сильная засуха 1428-29 гг., когда в Запьянье уходят бегущие от голода "чокающие" мишари, и сразу после засухи случилась большая эпидемия чумы во всем Среднем Поволжье.Третий исход - после присоединения Темниковского княжества к России участие мишарей во всех русских завоевательных войнах, завоевание Казанского ханства и отправка мишарей, как "чокающих", так и "цокающих", для контроля над покоренными казанцами и башкирами.Четвертый исход - патрульная служба в степях против ногайцев и крымцев, выезд в подмосковные города на жительство. Много мишарей было записано в казаки и часть из них, особенно в тех станицах, где их было мало в сравнении с славянами, со временем обрусела.Пятый исход - крещение мишарей и усиленная русификация.Шестой исход - после снижения значения мишарей как военной силы, в связи с удалением границ России от Поволжья в начале восемнадцатого века при Петре I были отменены все льготы служилых татар и усилился национальный, религиозный и экономический гнет. Вплоть до отмены крепостного права в течении почти 150 лет татары подвергались самой безжалостной эксплуатации. Мишарские крестьяне, среди них неокрестившиеся мурзы и князья, лишенные своих титулов, поместий, уходили из своих мест в Башкортстан, Оренбуржье. Часть из них записывались башкирами, чтобы иметь налоговые и иные льготы.Сегодняшнее состояние татарской общины Мордовии.Имеется одна татарская общественная организация - общество "Якташлар". Религиозный центр - муфтият Мордовии, был зарегистрирован в 1996 году, однако из-за неправильного оформления документации регистрация в 1997 году была отменена.По данным Министерства образования татарский язык преподается в различной форме в 32 школах. Обучение на татарском языке ведется лишь в одной начальной школе. Обеспеченность школ учебно-методической литературой на татарском языке из-за финансовых затруднений низкая.Подготовка педагогических кадров для татарских школ осуществляется в вузах Саранска и Ичалковском педучилище. Татарский язык преподается только группе из студентов-татар в Ичалковском педучилище. Престижность обучения в этом училище среди татар очень низка в связи с тем, что Ичалковский район заселен в основном эрзянами, там нет татарских сел, преподаватель татарского языка приезжает раз в неделю из Саранска. Уезжающие учиться в Казань возвращаются в Мордовию чрезвычайно редко. Татарский язык в школах Мордовии преподают учителя самых разных специальностей. Они получают некоторую подготовку во время курсов повышения квалификации в институте повышения квалификации работников образования.С августа 1997 года для татар Мордовии есть бесплатная республиканская газета "Татарская газета", учрежденная обществом "Якташлар" и существующая на благотворительные взносы.В неделю раз, в понедельник с 18.20 ведется 28-минутная радиопередача на татарском языке. На республиканском телевидение нет ничего.В райцентре Лямбирь есть Центр татарской культуры. Там же в Лямбирском Доме Культуры, есть народный ансамбль песни и танца "Умырзая" (с 1969 г.).Видные выходцы из татар Мордовии - поэт Хади Такташ, писатели Шариф Камал, Абдурахман Абсалямов, Фахрелислам Агиев, литературовед, критик Мухаметша Мамин, журналист Ахмет Симаев, художник Ахмед Китаев, академик Мирза Махмутов, доктора наук Шамиль Ахметов, Фарит Айзятов (в Мордовии), Осман Курмаев, Анвар Лайшев, Исаак Мустафин, Загидулла Сюняев, Сулейман Еналеев, Мухаммет Ерзин, Анвар Мещеров, Хусаин Мещеров, Фарид Ямбушев, первый секретарь ЦК Бухарской Коммунистической партии (1920) Алимджан Акчурин, хранители и исполнители народных песен Абдулла Кротов и Хафиз Ишмухамметов, Герои Советского Союза генерал-полковник Фатих Чураков, Алимкай Абдершин, Асым Баляев.В Правительстве Мордовии есть один татарин - министр здравохранения Рафаил Аширов. В администрации Главы Республики также один татарин - начальник информационно-аналитического управления Назиф Еналеев. Среди депутатов Госсобрания прошлого созыва татары составляли почти 10%.Татары в Мордовии наиболее успешно проявляются в частном предпринимательстве. Среди них есть крупные, средние предприниматели и очень много мелких предпринимателей. Видимо, это связано не только с природной предприимчивостью татар-мишарей, но и с тем, что большинству способных татар трудно реализовать свои таланты в государственных структурах из-за все еще существующей скрытой дискриминации татарских кадров. Способные молодые татары, сознавая бесперспективность попыток продвинуться по государственной службе, охотно идут в бизнес, быстро приносящий благосостояние.Хорошо, что сейчас прекратилась практика дискриминации татар при поступлении в университет по национальному признаку, существовавшая в советское время. Но за многие десятилетия уже сложилось положение, при котором среди татар Мордовии в более чем два раза ниже процент людей с высшим образованием, чем у других народов республики.Получившие высшее образование молодые татары не стремятся идти на государственную службу, где им строятся препятствия, зачастую искусственные, а идут в те сферы деятельности, где национальность приносит меньше вреда успешной карьере. Тем не менее татарские бизнесмены очень часто жалуются на предвзятость чиновников различного ранга - иногда для успешного решения какого-либо вопроса приходится посылать по инстанциям своих сотрудников русской или мордовской национальности. © «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»E-mail: irek@moris.ru


«Деревенская тема в периодической печати"
20.10.2006
«ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА» В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Тангалычев Камиль Абидуллович
публицист
г. Саранск
Россия находится в тяжелой демографической депрессии, идет глобальное сокращение численности населения – согласно официальной статистике, по 700-800 тысяч человек в год. Не случайно демографическая проблема была ключевой и в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Убывание населения и угасание малых деревень — слова одной печальной “песни”. Уже сама земля в депрессии, как в крапиве и бурьяне... Список населенных пунктов, “исключенных из учета административно-территориального деления Республики Мордовия”, представляет собой как бы огромную мемориальную доску. За последние 40-50 лет с карты Мордовии, не крупного субъекта Российской Федерации, исчезло более 500 сел, поселков и деревень.
Исчезновение деревень происходило достаточно равномерно, будто действовал какой-то скрытый закон. Например, в 1953 году, в год смерти Сталина, из административно-территориального деления было исключено 47 населенных пунктов. Как раз тогда угасли Зоринка и Дикое Поле, Искра и Красная Горка, Красный Яр и Марьевка... Страна прощалась с вождем, рыдала и стонала. Сельчане без слез прощались со своей умершей малой родиной. Чаще всего покинутыми оставались лесные деревни. Прекрасный пейзаж, грибные и ягодные места, обилие зверя и птицы не могли удержать людей. Жить в глуши становилось невыносимо. Без дорог, электричества, газа, радио, почты, магазина. Тем более, усиливался контраст между лесной деревней и, скажем, центральной усадьбой колхоза. Не говоря уже о районном центре. За последние 50 лет в Зубово-Полянском районе исчезло более 50 населенных пунктов. Прислушаемся только к названиям некоторых из них: Березенка, Волковка, Горки, Красный Пахарь, Орловка, Теплый Стан, Лев Толстой.
На 40 с лишним населенных пунктов уменьшился Ковылкинский район. Хотя здесь среди исчезнувших селений и нет поселка с названием Лев Толстой, но был поселок Ясная Поляна, исчезнувший в 1976 году. А “компанию” ей составили Питомник и Демино, Барабановка и Новая Деревня...
Не менее красивые названия имели и исчезнувшие деревни Ичалковского района. В списке их более 40. Это Ахматовка и Добряевка, Красная Горка и Крутец, Липовка и Рожновка... Разные люди жили в них, в разные края они уехали, по-разному сложилась судьба каждого. Но, потеряв свое селение, они едва ли обрели новую родину. Еще один из наиболее периферийных районов Мордовии — Ельниковский — не досчитался 18 своих населенных пунктов.
Было в Ельниковском районе и такое селение — татарская деревня Старое Кадышево. Располагалась на живописном берегу реки Мокши, буквально за околицей начинались леса. Это селение примечательно тем, что здесь, по соседству с татарами, поселялись мордовские семьи. Жили дружно, помогали друг другу, были вместе и в горе, и в радости. Мордва настолько качественно осваивала татарский язык, что мордовское население уже невозможно было отличить от коренных жителей Старого Кадышева. Но бездорожье, отсутствие рабочих мест, инфраструктуры сделали свое дело: народ разъехался кто куда, деревня была исключена из административно-территориального деления. Пытался оживить деревню один “фермер”, взявший в аренду земли в окрестностях Старого Кадышева, но после него здесь стало больше бурьяна и крапивы. То же самое нередко случалось и в других районах, когда “фермеры” взваливали на себя заведомо неподъемную ношу, пытались поселиться в забытых деревнях.
Что касается других районов республики, то за эти годы в каждом из них исчезли десятки сел и деревень…
Темпы угасания деревень не снизились и в последние десятилетия.
Печально то, что быстрыми темпами продолжают угасать и многие современные села и деревни. А оставшиеся в них жители от тоскливой жизни «спасаются» пьянством…
А люди, основавшие селения, любили родные места. Потому и давали своим деревням такие красивые названия: Березовка, Варваровка, Вишневка, Заря, Калиновка, Клюквенный, Любимовка, Малиновка, Милостна, Новореченка, Орлово Гнездо, Рябиновка, Утес, Черниковка, Малые Осинки...
(В сокращении)


Переход
Статьи: ТАТАРСКАЯ АРИСТОКРАТИЯ , МУЛЛА ЧАПАЕВ


 

Hosted by uCoz